Об авторе

Печать PDF

Голубева Наталья Александровна

Известный белорусский писатель, сценарист. кандидат исторических наук, член правления союза писателей России и Беларуси, член союза писателей Беларуси, награждена медалью Франциска Скорины за вклад в развитие национальной культуры, обладатель Первой национальной литературной премии (2015 год), республиканской литературной премии (I место) за лучшее произведение 2009 года и премии Минского облисполкома (I место) за лучшее произведение 2010 года в номинации «проза», автор исторических романов «Радимичи», «Земля непокоренная», «На перепутье двух дорог», остросюжетных военно-исторических романов «Камея «Салидат», «Кукольник» (продолжение романа «Камея «Салидат»), а также книг «Миражи», «Судьбы изменчивые лики», «Белорусское зарубежье», «Ваньковичи. Белорусский родовод» (авторский коллектив), детских книг «Сказки тетушки Руфь» (Первая Национальная премия в номинации "Искусство книги", 2012 год), «Сокровища озера Ваал», «Забытые тайны, или меч Диамида», сборника стихов «Балтийская тетрадь», ряда научных работ и статей, опубликованных в России, Литве, Латвии, Беларуси, драматургических произведений – пьесы по одноименному роману «На перепутье двух дорог», а также «Под музыку Вивальди»,  «Ave, Maria», «Радимичи», «Такова жизнь…» и пьесы, написанной на основе детской книги «Сказки тетушки Руфь».

Является автором сценариев к телевизионным фильмам «Мы, белорусы -- мирные люди» (победитель республиканского конкурса кинопроектов 2015 года), «Китай. Засекреченная война», «Корея. Молчать не значит забыть», «Секреты времен гласности. Период полураспада», «Печатный фронт. Пресса стреляла в упор», «А-229. Секретное оружин Кремля», «Игнатий Добжинский. Тайна суперагента», «Кирилл Мазуров. Непокорный белорус» (две серии), «Рогнеда. Интрига парижской сцены», «Александр Червяков. Обвиняется большевик», «ЮНЕСКО. Белорусский список», двенадцати серийного художественного фильма «Венец королевы. Ягеллоны» .

Н.Голубева является научным консультантом ряда телевизионных проектов, в том числе многосерийного цикла «Земля гениев», созданного компанией «Мир-фильм» по заказу МГТРК «Мир».

В 2013 г. литературная деятельность отмечена Премией Белорусского профсоюза работников культуры в номинации «Литература»

Закончила историко-филологический факультет Гомельского государственного университета (Республика Беларусь), стажировалась в Ягелонском университете (Краков, Польша), аспирантуру Академии общественных наук (Москва, Россия), более двадцати пяти лет находилась на государственной службе, в том числе на дипломатической. На протяжении длительного периода работала в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь в должности заместителя начальника управления социально-культурной сферы. В настоящее время занимается литературной и научной деятельностью.

Контактный телефон +375(29)6-272-153 (Велком)

Премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков и писатель Наталья Голубева. Вручение медали Франциска Скорины, Минск, 28 декабря 2016 года

 

Певец и автор песен Петр Елфимов и писатель Наталья Голубева

 

Минск, 2016 год, Премьерный показ документального фильма «Мы, белорусы — мирные люди»

 

Щучин, 2015 год, День белорусской письменности.

 

Номинанты Первой национальной литературной премии названы на церемонии открытия ХХII Дня белорусской письменности в Щучине, передает корреспондент БЕЛТА.

Шесть авторов стали номинантами премии, хотя конкурс был объявлен по семи номинациям. номинация «Дебют» не нашла своего победителя. Всего на конкурс было заявлено 45 работ. В церемонии награждения приняли участие также министры образования и культуры Беларуси Михаил Журавков и Борис Светлов. Итак, в номинации «Лучшее произведение поэзии» обладателем премии стала Тамара Краснова-Гусаченко за книгу «Встреча». Поэтесса родом из Брянской области, но уже много лет живет в Беларуси. В книгу «Встреча» вошло 600 поэтических произведений, они предназначены для читателей любого возраста.

Владимир Саламаха с книгой «І няма шляху чужога» назван лучшим в номинации «Лучшее произведение прозы». Автор трудится на писательской ниве около 30 лет, является автором многих книг, нашедших своего читателя. «Наш труд только тогда чего-то стоит, когда он направлен на пользу своему народу, стране, читателю», — сказал обладатель премии.

Лучшим произведением драматургии назван цикл сценариев для передач «Обратный отсчет» (ОНТ) белорусского сценариста, прозаика, лауреата значимых премий, кандидата исторических наук Наталии Голубевой.

В номинации «Лучшее произведение публицистики» премия присуждена Михаилу Шиманскому за книгу очерков «Мы этой памяти верны». Михаил Шиманский — автор более 20 книг очерков и публицистических произведений.

Назван лучший детский автор. В номинации «Лучшее произведение для детей и юношества» премия присуждена Анне Скаржинской-Савицкой за книгу сказок «Надзейка-чарадзейка».

Также обладателем Первой национальной литературной премии стал молодой журналист и критик, кандидат исторических наук Денис Мартинович. Премия присуждена в номинации «Лучшее критическое произведение» за книгу «Женщины в жизни Владимира Короткевича».

Источник: tut.by

Из прессы

Время и люди

100–летие со дня рождения Кирилла Мазурова, руководившего с 1953 по 1965 год сначала правительством, а затем Компартией БССР, отметили в Минске. 4 апреля из Москвы приехали потомки государственного деятеля. Они впервые спустя много лет побывали на исторической родине отца.

Телеканал ОНТ совместно с Домом Москвы организовал торжественный прием. Публике представили фильм Натальи Голубевой из цикла «Обратный отсчет» — «Кирилл Мазуров. Непокорный белорус». Документальную ленту теперь можно увидеть также в интернете.

В Минске о Кирилле Трофимовиче напоминают мемориальная доска на доме по улице Карла Маркса, 30, где он жил, улица Мазурова в микрорайоне Сухарево. В Национальном архиве хранятся документы о жизни и деятельности политика — здесь создан его личный фонд. Во всех этих местах побывали дочери Мазурова — Елена и Наталия.

Елена Мазурова в Минск приехала впервые с 1974 года:

— Сейчас это совершенно другой город — красоты неописуемой. Мы в восторге и счастливы, что привезли детей, которые только по рассказам все знали.

Сестра Елены, Наталия Капитонова, приятно удивилась, как об их отце хранят память в Беларуси:

— Возложили цветы к памятной доске, посмотрели, наконец, улицу имени Мазурова, там была трогательная встреча с учащимися гимназии, которые исполнили белорусские песни. Запомнилось посещение Академии управления при Президенте, встреча со слушателями и профессорско–преподавательским составом. Рада, что мы додумались привезти не только детей, но и внуков. И спасибо «СБ» за статью об отце!

Советская Белоруссия №65 (24448). Вторник, 8 апреля 2014 года.

 

Видоматериал об авторе

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

 

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

 

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

 

"Слово писателя. Видео" (начало)

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

 

"Слово писателя. Видео" (продолжение)

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

 

 

Не растрачивать время впустую

газета "Рэспублiка" 06 марта 2010 № 42 (4954)

 

Таково жизненное кредо писательницы Натальи Голубевой

В сборнике Международной ассоциации писателей и публицистов «Планета поэзии-2009», изданном в Риге, среди представителей сорока стран есть и фамилия нашей соотечественницы Натальи Голубевой. Ее стихи напечатаны рядом с произведениями таких известных людей, как Сергей Лавров, Евгений Примаков, Станислав Куняев, Иван Голубничий, поэтов из Австралии, Германии, Великобритании, Дании, Македонии, других государств. Но Наталья Александровна больше известна не рифмами, а прозой. В ее багаже — исторические произведения, основанные на реальных фактах, книги о современных проблемах. Поэтому мы начали разговор с кандидатом исторических наук, заместителем начальника Управления социально-культурной сферы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Натальей ГОЛУБЕВОЙ с дилогии «Радимичи. Земля непокоренная», книги, которая принесла автору известность.

— Наталья Александровна, ваша книга «Радимичи. Земля непокоренная» с 2006 года издавалась трижды, последний тираж – десять тысяч экземпляров. И каждый раз она распродавалась. Редкий писатель может таким похвастаться. Как написать книгу, чтобы ее покупали?

— Если ответить на ваш вопрос кратко: надо просто интересно писать. Вот и весь секрет. Никакая государственная поддержка, различного рода преференции, предоставленные на книгоиздание, не заставят человека читать то, что не увлекает, то, что неинтересно. Как, впрочем, смотреть скучный фильм или слушать не волнующую душу музыку. Но мне кажется, что вы затронули очень серьезную и актуальную проблему. Книга сегодня – это не только интеллектуальный продукт, но и товар, который должен конкурировать на огромном книжном рынке, где игроками являются достаточно крупные издательства. Поэтому утверждение о том, что главное – только содержание, уходит в прошлое. Требования к оформлению книги у читателя возросли многократно. Она должна быть не только содержательна, но и презентабельна. Поэтому выигрывают те издательства, которые стремятся не забывать, что есть такое понятие, как искусство оформления книги. Мне посчастливилось работать с очень интересными издательствами – Белорусского экзархата (директор Грозов В.В.), РИО «Литература и искусство» (директор Карлюкевич А.Н.), где стремятся сделать хорошую современную книгу. И, конечно же, реклама, которая, если она грамотно выстроена, как мы знаем, творит чудеса. В прошлом году только в Санкт-Петербурге состоялись две презентации моих книг. Когда сходятся все эти составляющие, можно рассчитывать на определенный результат.

Почему вы взялись именно за историческую тематику?

— Во-первых, у меня давняя любовь к исторической науке, во-вторых, мы, к сожалению, еще очень мало знаем историю своей страны, подлинную, лишенную идеологизации и конъюнктуры, где остается немало белых пятен. Сегодня многие архивные документы становятся доступны исследователю, и задача писателя, ученого — максимально объективно донести их до читателя. Поэтому и обращение к малоизученной, как мне показалось, теме древних племен, в частности племени радимичей, которые проживали на территории современных Гомельской и Могилевской областей по Днепру и Сожу, не случайно. Хотелось на основе исследований ученых, археологов показать, сколь уникальны были культура, военные традиции этих людей, интересен уклад их жизни, свободолюбие и стремление к независимости, как многогранно и интересно наше историческое прошлое. На мой взгляд, объяснить многие проблемы, тенденции современного общества, не зная тех процессов, которые происходили в глубокой древности, гораздо сложнее.

Достаточно непростым взаимоотношениям, которые складывались на территории современной Беларуси перед войной 1812 года, посвящен еще один исторический роман — «На перепутье двух дорог». Действие разворачивается в период с августа 1810 года по 1812 год вокруг строительства Бобруйской крепости, первого и самого важного стратегического оборонительного сооружения в системе укрепления западных границ Российской империи. Я специально не затрагивала период войны. Хотелось показать обстановку, которая сложилась в этих землях в начале века, когда после последнего раздела Речи Посполитой и вхождения земель в состав Российской империи людей буквально раздирали противоречия. Хотелось показать, что именно на этом отрезке земли сошлись интересы держав и решались судьбы войны и мира, судьбы людей, которым приходилось делать порой нелегкий выбор между реальной действительностью и своими убеждениями. Это художественное произведение, но написано на основе подлинных документов, которыми располагают архивы Москвы, Санкт-Петербурга, Национальный исторический архив Беларуси.

Действующими персонажами выступают не только реальные исторические личности, как, например, Александр I, очень тонкий политик и умный стратег, который, прекрасно понимая ситуацию у западных границ империи, пытался найти компромисс в непростых взаимоотношениях со шляхтой; Барклай-де-Толли, который курировал строительство крепости, – талантливый военный министр. Есть и вымышленные герои, простые люди, которые оказались на перепутье и должны были разобраться в сложных перипетиях того времени. Любовь, самопожертвование во имя долга перед памятью предков, чистота и искренность человеческих отношений, попытка понять и принять людей и их поступки, когда у каждого была своя правда, — все это присутствует в книге, сюжет которой хотелось сделать динамичным и увлекательным.

— Автор исторических произведений всегда рискует услышать упрек в том, что он неправильно интерпретирует историческую действительность…

— Всегда подчеркиваю, что история – это самая точная наука, где присутствует конкретный исторический факт, а задача писателя не идеологизировать его, а показать реальную картину, дать возможность читателю самому разобраться в ситуации, сделать выводы. Это сложно, но я стремлюсь к объективности. Да, у меня есть герои, которые мне очень нравятся. Но есть и другие, которых я не люблю. Но они были в реальной жизни. Главное – никого не осуждать, не навязать свое мнение, а показать обстоятельства, которые побуждали людей поступать именно так.

— Сейчас модно делить литературу на женскую и мужскую. Чаще всего исторической тематикой занимаются представители сильной половины человечества. Вы как себя чувствуете в их компании?

— Я не люблю разделять творчество по половому признаку. Не важно, кем написано произведение, главное, чтобы оно было интересным. Я против клише «женская проза». К сожалению, с этим понятием нередко стали отождествлять легкое чтиво с незамысловатым сюжетом: олигархи, погоня за легкими заработками, проституция, хотя это очень сложные социальные явления. Мне кажется, что произведения, написанные автором-женщиной, наоборот, более утонченные, глубокие, философские.

— Женские романы более востребованы, легче распродаются…

— У каждого человека есть свой уровень, интересные для него темы, а уподобляться конъюнктуре и использовать одну тему лишь только потому, что это модно? Наверное, это уже не творчество. Любое литературное произведение должно волновать, побуждать к каким-то действиям, вызывать эмоции. А если человек в поезде прочитал книгу, вышел на улицу и забыл, о чем читал, то это, наверное, уже не литература. Да и статистика продаж говорит несколько об обратном. Общество пресытилось так называемыми женскими романами. Устало от их однотипности. Наблюдается поворот к интеллектуальной литературе.

Не отношу себя только к категории исторических писателей. Есть и другие проекты. С издательством «Белорусская энциклопедия» заканчивается работа над книгой «Беларусь в контексте мировой цивилизации». Это издание посвящено выходцам с земель современной Беларуси, в разные периоды и по разным причинам покинувшим их. Предпринята попытка сделать книгу об истории белорусского зарубежья, многие представители которого внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Собран очень интересный материал более чем о шести тысячах наших соотечественников. Казимир Семенович, живший в 16-м веке, — изобретатель многоступенчатой ракеты, автор книги «Великое искусство артиллерии», которая несколько столетий считалась в Европе лучшей научной работой, посвященной артиллерии; Казимир Черновский, живший в 17-м веке, — первый изобретатель подводной лодки, Якуб Наркевич-Иодко, живший в 19-м веке, — изобретатель электрографии, Ирвин Берлин, уроженец Могилева, – автор американского гимна «Боже, благослови Америку!», всемирно известные художники, композиторы, исследователи. Параллельно с этим проектом заканчиваются съемки 24-серийного фильма на телеканале «Мир» «Земля гениев», который также посвящен нашим соотечественникам. Или же поэзия, сборник повестей и рассказов «Миражи» о наших современниках, сложных человеческих отношениях, о любви.

— Какую роль в вашем творчестве играет тема любви?

— Она присутствует во всех произведениях, где есть и классический любовный треугольник, и герои, которые меняют свое мировоззрение, когда к ним приходит настоящее чувство любви. Я не буду оригинальной, если скажу, что главное в нашей жизни – это любовь. Она делает наш внутренний мир богаче, а поступки благородными, помогает выживать в непростых жизненных ситуациях. Это многогранное и прекрасное чувство. И в эти весенние дни хочется пожелать всем читателям газеты беречь и лелеять это чувство. Оно источник нашего вдохновения, жизненных сил.

— Наталья Александровна, как вам удается совмещать дом, основную работу, научную и творчество?

— Я не думаю, что с чем-то что-то совмещаю. Это просто образ жизни. У человека все получается, когда ему, во-первых, нравится то, чем он занимается; во-вторых, когда очень хочется добиться своей цели. Тогда все делается легко, непроизвольно. Можно прийти домой после работы, лечь на диван и просто смотреть телевизор, а можно сказать себе: «У меня есть еще несколько часов жизни» — и прожить их продуктивно. А писать мне просто нравится. Я вообще люблю динамичных людей, которые не позволяют себе впустую растрачивать время. В жизни так много всего интересного, хочется все успеть, приумножить и отдать то, что тебе дано.

 

«Это правдивая история наших предков-радимичей»

газета «Рэспублiка» 24 января 2007 г. № 254(4192)

 

Наталья Голубева явила нам социально значимый проект

Талантливый и целеустремленный человек успевает все. Несмотря на то, что в сутках всего 24 часа. Заместитель начальника Управления социально-культурной сферы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, кандидат исторических наук, член Союза писателей Беларуси, член Белорусского союза журналистов, автор многочисленных научных работ и публикаций Наталья ГОЛУБЕВА яркий тому пример. Она привыкла работать много, быстро и качественно. И не только там, где ее прямые обязанности.

«Творческий чиновник» — так назвала первый заместитель министра информации Республики Беларусь Лилия Ананич Наталью Голубеву во время презентации ее книг «Радимичи» и «Судьбы изменчивые лики».

— При работе над повестью «Радимичи» использовался уникальный материал. Белорусская история, традиции, достижения нашей науки, исследовательская и археологическая работа – все это понадобилось для написания произведения, — отмечает Наталья Голубева. – Мы провели массу исследований для того, чтобы правдоподобно и живописно отобразить жизнь наших предков-радимичей. В этой книге нет художественного вымысла. Это правдивая история Беларуси периода IX—X веков. По этому изданию можно изучать нашу историю и культуру. Песни, обряды, одежда, будни и праздники белорусов-радимичей – все нашло отражение в книге. Здесь есть и сюжет, и любовная линия, но прежде всего достоверные исторические сведения.

Исследовательская работа действительно заслуживает восхищения: автор с командой провели немало времени в Чечерском районе, на берегу Сожа, общались с местным населением – потомками древнего племени радимичей. В результате был выпущен буклет «Радимичи»: настоящие костюмы, раритетные музейные экземпляры того времени, белорусская природа стали героями этого проекта.

— Беларусь — одно из немногих государств, которому удалось сохранить целый пласт нематериального наследия в живой традиции, — говорит Наталья Голубева. – Суть этих двух проектов — наша красивая белорусская земля с ее богатой природой, талантливыми людьми, уникальными традициями.

Книга вышла в издательстве «Мастацкая літаратура». Как отметила Лилия Ананич, историческая повесть «Радимичи» является социально значимым проектом. Чтение таких книг сегодня важно, особенно для молодежи. А государство в свою очередь всегда будет оказывать поддержку подобным проектам.

Следует добавить, что повесть «Радимичи» — это первая часть цикла «Земля непокоренная». В нем автор планирует показать историю племени во времена норманнов, правления князя Игоря и то, как радимичи прекратили существование.

Еще одна книга Натальи Голубевой «Судьбы изменчивые лики» вышла в издательстве «Харвест». Люди и их чувства, сложные испытания и лабиринты судьбы, ее неожиданные подарки и сюрпризы и внезапные жестокие удары… И самое главное, что остается человеку, – быть самим собой, не обмануть себя и свое сердце. Разные исторические периоды, разные человеческие отношения и чувства, которые всегда позволяют оставаться Человеком, отразила Наталья Голубева в рассказах, вошедших в этот сборник.

Кроме того, в ближайших планах творческого чиновника – новые исторические повести и романы, эссе и публикации.

 

 

Каб склаўся пасьянс гісторыі

газета «Культура» за 29 мая – 4 июня 2010 г. № 22

Каб склаўся пасьянс гісторыі Трактоўка аўтара 6500 імёнаў Беларусі Для пераважнай большасці айчынных прыхільнікаў гістарычнай літаратуры імя Наталлі ГОЛУБЕВАЙ не патрабуе “расшыфроўкі”. Кандыдат гістарычных навук, член Саюза пісьменнікаў Беларусі і Беларускага саюза журналістаў, яна, з’яўляючыся намеснікам начальніка ўпраўлення сацыяльна-культурнай сферы апарата Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь, актыўна працуе ў прыгожым пісьменстве. Размову нашу з Наталляй Аляксандраўнай мы пачалі з прыемнай навіны: не так даўно яна вярнулася з Эстоніі, дзе атрымала дыплом міністра культуры гэтай краіны Лайне Янеса і падзяку ад мэрыі горада Нарвы.

ШТО НЕ ПРАЛічЫШ РЭЙТЫНГАМі?

- Як вядома, 2010-ы ў Еўрасаюзе аб'яўлены Годам кнігі. Адпаведна, і ў Эстоніі праводзіцца мноства мерапрыемстваў у рамках абвешчанага там Года чытання. Прыемна, што на іх у маёй асобе была прадстаўлена і беларуская літаратура. Самі мерапрыемствы дазволілі яшчэ раз пацвердзіць, што інтарэс да кнігі - ёсць. Да ўсяго, пераканалася: у свеце адбываецца вельмі дынамічны літаратурны працэс, калі ўсё большую вагу і папулярнасць набываюць тыя творы, што маюць змест глыбокі і прасякнуты разважаннем. Гэта значыць, літаратура не становіцца прасцейшай, а наадварот, - больш інтэлектуальнай, змястоўнай: як і ў "самыя кніжныя" перыяды савецкага часу, чытачоў турбуюць агульначалавечыя пытанні вайны і міру, няпростых міжасабовых стасункаў...

- А ці можна назваць пэўныя краіны, чые аўтары лідзіруюць у сусветнай пісьменніцкай прасторы ў тых ці іншых жанрах, адпаведна, карыстаючыся поспехам у чытача?

- Літаратура не мае нацыянальных межаў, і асноўным крытэрыем запатрабаванасці кнігі застаецца яе цікавасць, а галоўным "суддзёй" пісьменніка - чытач. Напрыклад, творы вядомай пісьменніцы Майму Берг, прадстаўніцы сучаснай эстонскай літаратуры, выдадзены ў Расіі немалым тыражом у перакладзе з эстонскай мовы, а таксама - у шматлікіх еўрапейскіх краінах на нямецкай, фінскай, шведскай, англійскай, галандскай мовах. І не мае значэння, што творы напісаны на эстонскай мове прадстаўніцай маленькай краіны і тычацца вельмі складаных сацыяльных пытанняў набыцця душэўнай незалежнасці. Галоўнае - гэта цікава, карыстаецца поспехам у чытача, запатрабавана на кніжным рынку.

Тая шматтэмнасць, якая прадстаўлена сёння ў літаратурнай прасторы, падкрэслівае, што любая з ліній - прымальная, калі змястоўна і цікава прапанавана аўтарам. І наадварот. Звярніце ўвагу: лідэрам кніжных продажаў па-ранейшаму застаецца дэтэктыўная літаратура. Але ж, калі хочаш прачытаць дэтэктыў, як кажуць, для душы, здымаеш з паліцы кнігі Дафны Дзюмар'е, Віктара Канінга, Юльяна Сямёнава, як, між іншым, пры наяўнасці на нашых телеканалах фільмаў-клонаў гэтага жанру, у сто пяты раз хочацца паглядзець класічнае "Месца сустрэчы змяніць нельга". Мяне вельмі здзівіла, калі ў водгуках чытачоў, што збіраюцца штотыднёва ў бібліятэках, у раздзеле "Самая сумная кніга" трапіліся назвы твораў некаторых "раскручаных" аўтараў-дэтэктыўшчыкаў. Гэта пераконвае: у кожным жанры ёсць шмат кніг, але ж запатрабаваны заўсёды застаецца талент, які зразумелы для ўсіх і ва ўсе часы.

ЛіТАРАТУРА ФАКТА АБО "СКАРБОНКА ТЭМ"?

- Што да гістарычнай тэмы ў літаратуры, дык пра гэты жанр таксама вядзецца шмат спрэчак. У сваіх інтэрв'ю вы неаднойчы падкрэслівалі, што гісторыя - гэта самая канкрэтная навука, дзе ёсць дакладны факт. Некаторыя ж літаратары сцвярджаюць, што гісторыя - "скарбонка тэм" і ідэй, якія могуць быць усяго толькі "нагодамі" для стварэння ўласных твораў...

- Гістарычная тэма заўсёды і ва ўсе часы была цікавай для пісьменніка. У мяне яна таксама выклікае інтарэс. І вельмі прыемна, што ў час паездкі, дзе я, у першую чаргу, прэзентавала гістарычныя творы, яны выклікалі цікавасць, асабліва - кніга "На раздарожжы двух шляхоў". У ёй апавядаецца пра рэальных асоб, што ўвайшлі ў гісторыю, у тым ліку Беларусі і Эстоніі. Напрыклад, Тэадор Нарбут, ураджэнец вёскі Шчара Лідскага павета, - не толькі бліскучы даследчык гісторыі літоўскага народа, культуры, этнаграфіі, але і выдатны інжынер-фартыфікатар, які прымаў удзел у будаўніцтве першакласных крэпасцяў у Рэвелі (Талін) і ў Бабруйску напярэдадні вайны 1812 года...

- Але ж ставіцца да гістарычнай тэмы трэба вельмі асцярожна і адказна...

- Так, безумоўна, перад намі - "скарбонка" тэм і ідэй, якія падштурхоўваюць аўтара да стварэння таго ці іншага твора. Сюжэт, вобразы, чалавечыя стасункі - усё гэта ствараецца ўяўленнем пісьменніка на падставе вывучэння канкрэтных гістарычных падзей. Але ж калі ён бярэцца за адлюстраванне гэтых самых падзей, вось тут павінна быць і глыбіня даследаванняў, і імкненне да максімальнай аб'ектыўнасці. Лепш не закранаць тое, у чым няма ўпэўненасці.

Толькі на нашай з вамі памяці шмат з'яў, калі, каб дагадзіць колішнім ідэалагічным канцэпцыям, ствараліся вобразы гістарычных дзеячаў або пэўных падзей, якія не адпавядалі сапраўднасці. Не засталіся ўбаку і літаратары. Успомнім такую тэму, як "Ленініяна", або творы, дзе ўсхваляўся "правадыр усіх часоў і народаў" Сталін, чый вобраз уславіла нават паэтка Наталля Арсеньева разам з Максімам Танкам ды Міхасём Клімковічам у 1940 годзе ў "Паэтычным лісце І.В. Сталіну". Там ёсць такія радкі: "Родны Сталін, ты здаўна жыў у думах, між намі, // Ты ў сэрцах нашых прагных словы праўды будзіў, // А сягоння ўзняў нас, каб лятаць сакаламі // У сакалінай сям'і, у царстве дзейсненых дзіў". Калі ж з'явілася магчымасць гаварыць праўду, прыйшло не толькі расчараванне ў тагачасным грамадстве, але ж і супрацьстаянне некаторых сацыяльных груп.

Ці больш даўняя гісторыя. Вы, напрыклад, ні ў адной з ордэнскіх нямецкіх хронік (а яны добра захаваліся), ні ў архівах Расіі ды іншых краін не знойдзеце звестак аб бітве на Чудскім возеры. Яе слядоў, якіхнебудзь артэфактаў не знайшлі і археолагі, што вельмі скрупулёзна даследавалі дно возера. Але ж мы на поўным сур'ёзе вывучалі гэтыя падзеі ў курсе гісторыі, глядзелі адпаведны фільм, дзе быў таксама створаны гераічны вобраз Аляксандра Неўскага - вельмі спрэчнай насамрэч гістарычнай постаці.

І НАВАТ МАНЕРЫ іМПЕРАТАРА

- Гэтым тлумачыцца і адказнасць аўтара таго ці іншага твора за стварэнне пэўнага мастацкага вобраза?

- Адлюстраванне вобраза мінулага, на мой погляд, павінна быць найбольш адказным. У нас, на жаль, на памяці розныя вольныя трактоўкі постацей Еўфрасінні Полацкай, Барбары Радзівіл і гэтак далей. У сваёй кнізе "На раздарожжы двух шляхоў", дзе прысутнічаюць гістарычныя асобы - скажам, ваенны міністр Барклай дэ Толі, расійскі імператар Аляксандр I, - я на падставе вывучэння архіўных матэрыялаў пасяджэнняў ваенных саветаў, іншых дакументаў імкнулася перадаць не толькі агульны настрой таго часу, але ж і манеры, узаемаадносіны, мову. Мне хацелася, каб фігуры мінулых стагоддзяў гаварылі сваімі словамі, каб захаваўся дух той эпохі. Пісьменнік наогул павінен памятаць, што нясе адказнасць за сфарміраванае ўяўленне аб гістарычнай асобе, падзеі. У любым выпадку, ад таго, як чытач успрымае твор, складваецца і ягонае ўяўленне пра нашу мінуўшчыну.

- Наколькі важную ролю ў працэсе фарміравання мастацкага прачытання гістарычнай постаці выконваюць тыя ж архіўныя фонды?

- Сёння існуе шмат архіваў, з'явілася мноства матэрыялаў, недаступных раней. Але ж, як паказвае практыка, з імі павінны працаваць падрыхтаваныя даследчыкі. На жаль, мы бачым, як нярэдка з той ці іншай справы выцягваецца адзін ліст, што змяшчае цікавую інфармацыю, і на гэтым робіцца сенсацыя, а ўсё астатняе не бярэцца пад увагу. Але ж падобны падыход небяспечны. Напрыклад, у свой час было вельмі шмат абмеркаванняў вакол бітвы пад Оршай (верасень 1514 г.), якая падавалася як вялікая перамога войска ВКЛ пад кіраўніцтвам гетмана Канстанціна Астрожскага над маскоўскімі палкамі.. Але ж у агульным кантэксце гістарычных падзей яна ўжо нічога не вырашала. Пасля падзення Смаленска (ліпень - жнівень 1514 г.) усё больш адчуваецца ўзвышэнне і перавага Масквы. І гэтая адзіная перамога, на жаль, не давала ВКЛ шанцу пазбегнуць гістарычнага пройгрышу ў супрацьстаянні з суседняй дзяржавай. Гісторыя - нібы пасьянс, у якім абавязкова ўсё павінна сысціся і апынуцца на сваіх месцах, а тое, што адбывалася ў ёй спрэчнага, павінна быць "працай над памылкамі" і не з'яўляцца яблыкам разладу.

АСНОўНЫ КРЫТЭРЫЙ: ЦіКАВА АБО НЕ

- Але ж літаратурны працэс - вельмі складаная справа. Ён, як і грамадства, зведаў усе перыпетыі часу, да прыкладу, перажыў перыяд так званых "кніжных развалаў", калі прылаўкі запаланіла кніга з немудрагелістым сюжэтам, "лёгкае чытво", і ўжо пачаў складацца нейкі стэрэатып: гэта, маўляў, і ёсць сучасная літаратура. Такія павароты адмоўна адбіліся на агульным стане пісьменніцкага працэсу, у тым ліку сучаснага беларускага. Як можна выправіць гэтую сітуацыю?

- Ведаеце, са стабільнасцю жыцця ў грамадства заўсёды вяртаецца і імкненне да больш глыбокага пазнання ўсяго, што адбываецца вакол. Гэта адчуваецца і праз літаратурныя творы. У апошнія гады з'явіліся цікавыя аўтары і работы. Але ж страчана шмат, і добра, што на дзяржаўным узроўні прымаюцца адпаведныя меры, каб падтрымаць літаратурны працэс, прадаставіць магчымасць заявіць аб сабе, вярнуць аўтарытэт слову, яго традыцыям, якімі багатае беларускае пісьменства. Але ж сёння такі час, калі ва ўсім свеце існуюць прамыя ўзаемаадносіны паміж выдаўцом і аўтарам. І асноўным крытэрыем у іх - цікава тое, што ты пішаш, альбо не.

- Гэта добра ці дрэнна?

- Мне асабіста такі падыход імпануе. Аўтара ён прымушае быць больш адказным за зробленае, спадзявацца толькі на сябе, на ўласныя талент і працаздольнасць. Гэта стварае і добрыя ўмовы для канкурэнцыі, якая і вылучае са значнай колькасці аўтараў тых, хто піша і сапраўды варты стаць пісьменнікам.

Але ж ваша пытанне - глыбейшае. Хочам мы таго ці не, грамадства становіцца больш прагматычным, рацыянальным і будзе рухацца ў бок пашырэння ролі электронных сродкаў інфармацыі, Інтэрнета, інтэлектуалізацыі грамадства, і літаратар павінен не толькі ісці ў нагу разам з гэтымі працэсамі. Любы пісьменнік - яшчэ і аналітык, які бачыць далей і глыбей за іншых. І ў выйгрышы апынецца, безумоўна, той, хто зможа адчуць і дух часу, і яго тэндэнцыі. Але ж прысутнічае і іншы аспект. Сёння трэба даць пісьменніку сацыяльныя гарантыі, каб літаратурная дзейнасць не адбывалася на ўзроўні заняткаў у вольны ад працы час, патрэбна вельмі шмат укладаць у творчую моладзь, каб не страціць сувязі пакаленняў.

- Ведаю, што ў вас яшчэ ёсць і тэлепраект, таксама пэўным чынам звязаны з літаратурай. Гэта таксама аналітыка творчасці праз "сродкі інтэлектуалізацыі грамадства"?

- Калі мы разам з творчай групай пачыналі працаваць па заказе Міждзяржаўнай тэлерадыёкампаніі "Мір" над праектам, што ўключае 24 фільмы пра слынных выхадцаў з зямель Беларусі, дык часам даводзілася чуць: "Ну хто там у вас ёсць? Скарына, а яшчэ?.." Але калі мы ў адказ выдалі спіс з шасці з паловай тысяч імёнаў нашых суайчыннікаў, якія зрабілі ўнёсак у развіццё сусветнай цывілізацыі (сярод іх - не толькі дзеячы культуры, а і стваральнікі падводных лодак, ракетнага рухавіка, вядомыя навукоўцы, палітычныя дзеячы), усе былі проста агаломшаны. Уявіце сабе, як складана выбраць усяго толькі 24 персоны! Адначасова рыхтуецца да выдання ў выдавецтве "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі кніга "Беларусь у кантэксце сусветнай цывілізацыі. Суайчыннікі", дзе таксама зроблена спроба стварыць грунтоўны даведнік аб нашых талентах розных часоў.

 

Информацию об авторе вы можете прочитать в интервью писателя СМИ и публикациях о творчестве:

газета ЛiM, 6 января 2012 г.

«Уроки истории», газета «Рэспублiка», 18 ноября 2011 г.

«Книга набывае новы фармат», 24 июня 2011 г.

«Каб казка адбылася», газета ЛiМ, 5 июня 2011 г.

«Скарбы з глыбiняуў душы», газета «Голас Радзiмы», 22 июня 2011 г.

«Книги разные, проблемы одни», Литературная газета, 29 сентября 2010 г.

«Не растрачивать время впустую», газета «Рэспублiка», 6 марта 2010 г.

«Гiстарычная каштоўнасць – беларусы», газета ЛiМ, 17 декабря 2010 г.

«Прыйшоў час збiраць дыяменты», «Народная газета», 7 декабря 2010 г.

«Книга, якая пазбаўляе ад комплексу непоўнавартасцi», газета «Звязда», 7 декабря 2010 г.

«Земля непокоренная», газета ЛiМ, 1 сентября 2010 г.

«Без эфемерных замкаў», газета ЛiМ, 31 июля 2009 г.

«Радимичи земли непокоренной», газета «Рэспублiка», 12 мая 2009 г.

«Радимичи. Народ. Родина», журнал «Нёман», № 2, 2009 г.

«Российский писатель», № 2, 2008 г.

«Мужество в давние времёна, Литературная газета, 29 октября – 4 ноября 2008 г.

«Радимичи. Земля непокоренная», журнал «Бизнес и время», Санкт-Петербург, №5, 2008 г.

«Белыя плямы» гiсторыi павiнны мець колер», газета «Звязда», 23 августа 2008 г.

«Я день сегодняшний с надеждой открываю», газета «Белорусская военная газета», 28 августа 2008 г.

«Прогноз благоприятный», газета «Рэспублiка», 29 января 2008 г.

«Светлае iмгненне паэзii», газета ЛiМ, 7 марта 2008 г.

«Настой жыцця», газеты «Звязда»,18 января 2007 г.

«Пьедестал для писателей», газета ЛiМ, 19 октября 2007 г.

«Путешествие в глубь прошлого», газета «Обозреватель», 12 октября 2007 г.

«Это правдивая история наших предков-радимичей», газета «Рэспублiка», 24 января 2007 г.

«Чатыры праекты», газета «Культура», 20 – 26 января 2007 г.